Профилактика телефонного терроризма

ПАМЯТКА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕЛЕФОННОГО ТЕРРОРИЗМА УЧАЩИХСЯ

Количества телефонных звонков хулиганского и явно террористичес­кого характера остается весьма значительным. Примерно половина из них совершается учащимися образовательных учреждений. Что это? Детская шалость или недетская глупость?

Почему дети так поступают? Наиболее распространенный ответ «хотел пошутить» не раскрывает истинных причин. А их может быть несколько.

Первая — садистские наклонности в характере ребенка: страдания окружающих доставляют ему удовольствие. Создать панику, поднять на ноги милицию, учителей, а самому сидеть где-нибудь неподалеку, наблюдать за всем происходящим и посмеиваться. Разумеется, это ненормально, и такого ребенка нельзя считать психически здоровым.

Однако может быть и другая причина. Для мальчиков характерно понятие «самоутверждение». Существуют различные, так сказать, общепринятые способы самоутверждаться, например, завоевывать признание у дам или устанавливать мировые рекорды в спорте. Но бывают случаи, когда восприимчивая психика ребенка, впитав в себя весь негатив, выплеснутый из радио- и телевизионных новостей о терактах, убийствах и прочих злодеяниях, подсказывает совершенно абсурдные, дикие способы самоутверждения. Подчас ребенку просто не хватает ума оценить возможные последствия. Впрочем, причины подобного поведения бывают и чисто меркантильными: ребенок мог поспорить с кем-нибудь (на мороженое или новые роликовые коньки), что учинит в школе настоящий переполох. Ему это удалось, спор выигран.

Хотя «шуткой» такие действия можно назвать весьма условно. Такие действия квалифицируются как уголовное преступление: «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 Уголовного кодекса РФ), за которое для учащихся, достигших четырнадцатилетнего возраста, предусмотрена уголовная ответственность (п. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ). А выявить «шутника» при современном уровне развития электронной техники становится все проще. Уже существуют автоматические устройства идентификации голоса, которые способны буквально по обрывкам фраз на основе скрытых для обычного человеческого уха интонационных особенностей «вычислить» владельца голоса. В МВД России ведутся работы по созданию банка данных на владельцев «криминальных голосов».

Уголовный Кодекс предусматривает за это для несовершеннолетних, весьма суровое наказание:

  • штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,
  •  исправительные работы на срок до одного года,
  • арест на срок от трех до четырех месяцев,
  •  лишение свободы на срок до трех лет.

На учащихся, не достигших возраста 14 лет, данные виды ответственности не распространяются. Однако, не зависимо от возраста учащегося, на его родителей (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов) возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз (ст. 1073 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет», ст.1074 «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет» Гражданского кодекса РФ), который по оценкам специалистов составляет около 50 000 рублей в час.

Очевидно, что ложное сообщение о террористическом акте влечет за собой дезорганизацию образовательного процесса, поэтому, если в Уставе образовательного учреждения такие действия учащихся квалифицируются как его грубые нарушения, то за это учащийся, достигший возраста 15 лет, может быть исключен из образовательного учреждения (п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Следует напомнить телефонным террористам: «Прежде, чем так шутить – подумайте!». Ведь ответственность за подобные деяния предусмотрена жесткая, а судимость и прочие негативные биографические «отметки», репутацию не украшают, а жизнь портят основательно.