Семейное чтение

 

Семейное чтение. Зачем?

Чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно. Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе не случайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, сегодня только в 7%. Культа книги в семье уже нет и в странах Европы. Для решения этой проблемы в Европе создаются Фонды общественных инициатив «Германия читает вслух», «Польша читает вслух», в России эту роль взяли на себя библиотеки.

Мнение о семейном чтении и чтении вслух высказывает в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств:  «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».

Семейное чтение  — это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться  — зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

Один из напрашивающихся ответов  — дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению.

А ведь само по себе чтение вслух  — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь  — возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните  — мировая художественная литература и программа передач на сегодня  — возможности для выбора несопоставимы.

А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание  — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому  — все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

Поэтому, безусловно, стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое.

Чтение вслух  — это в первую очередь радость. От любимой книги, от фразы, от стиля, от возможности поделиться удовольствием от прочитанного, подарить другому себя, свое прочтение, свое восприятие, свою любовь, свое восхищение».

 

Как приучить ребенка к книге.

Уважаемые родители, сам ребенок  не возьмет в руки книгу, ему нужна ваша помощь.

Именно родители решают, что, как и сколько они будут читать своим детям-дошкольникам. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова, Чарскую и «Маленького лорда Фаунтлероя» — будет так, дадут «Черепашек   ниндзя»   и   рисованного  Диснея — будет  иначе,   просто посадят перед «видиком» и научат менять кассеты — получится что-то еще.

Родительский опыт показывает, что самый простой и безотказный рецепт: каждый день читать ребенку вслух, даже когда он уже сам владеет грамотой. Причем делать это с удовольствием: ведь мы хотим привить больше, чем умение, больше, чем привычку, — любовь к чтению.

 

Приучайте ребенка бережно относиться к книгам!

Вандализм по отношению к книгам в течение первых двух лет жизни ребенка неизбежен, и с этим надо смириться. Сделайте так, чтобы ребенок мог добраться только до своих книжек. Постоянно говорите ребенку, что нельзя брать книги в рот, рвать их, рисовать в них. Старайтесь «спасти» испорченные книжки: заклеить, зашить, стереть нарисованное. Делайте это на глазах у ребенка, сокрушаясь: «Бедная книжечка, порванная, сейчас мы тебя починим». Все это приучит ребенка к бережному отношению к книге

Пусть уже с года (а то и раньше) одним из постоянных подарков ребенку будет книга, соответствующая его возрасту. Старайтесь не форсировать события — усложнение материала должно происходить постепенно:  если  вы видите,  что предложенная  вами книга слишком трудна для ребенка или неинтересна ему, отложите ее на время. Но при этом не пропустите момент, когда ребенок начинает «вырастать» из определенного типа книжек.

 

Предлагайте ребенку только качественную литературу (как по оформлению, так и по содержанию). В ваших силах привить ребенку вкус к хорошим книгам. Не старайтесь заинтересовать его так называемым чтивом: различными детскими комиксами, «ужастиками», любовными историями и детективами, которых сейчас в избытке на книжных прилавках. Постарайтесь, чтобы ребенок как можно позже узнал о существовании и содержании подобных книг. Ими-то ребенок, может быть, и заинтересуется, но Чехова и Толстого читать точно не захочет.

Научите ребенка пользоваться библиотекой, запишитесь вместе с ним в библиотеку, помогайте ему выбирать книги.

 

Пробудите у ребенка интерес к чтению.

С раннего детства читайте ребенку веселые, интересные сказки и стихи. Желательно, чтобы каждый день у кого-то из родителей находилось свободных полчаса — час для совместного чтения с ребенком и обсуждения с ним прочитанного.

Увлеченный сюжетом читатель как бы попадает в другой мир, он становится не просто наблюдателем происходящего, но и участником, он переживает за героев, рвется узнать, что будет дальше, «живет» в книжке. Родители могут помочь ребенку научиться «вживаться» в книгу. Для этого необходимо развивать образное мышление детей, чтобы прочитанным словам соответствовали определенные образы.

Разыгрывайте с маленьким ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментируйте с сюжетом. Пусть в вашей игре колобок убежит от лисы, встретится с драконом или лягушкой. Рисуйте вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.

Ищите в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги. Например, вы едете на трамвае, как рассеянный с улицы Бассейной или несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка.

С ребенком постарше сравнивайте прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждайте, что совпадает в телеверсии, а что — нет, что можно добавить в фильм или изменить в нем.

Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребенка.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым, кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются, и модифицировать его не в силах. Иногда, весьма редко, встречаются дети, которые не любят, чтобы им читали. Это дети с гипердинамическим синдромом, которым просто физически трудно концентрировать внимание на читаемом тексте, да и просто усидеть на месте для них трудно. Но и здесь проблема вполне решаемая. Родителям таких детей можно порекомендовать чтение коротких ритмичных стихов или коротких смешных рассказов. Читать таким детям нужно подчеркнуто громко и выразительно. И не следует заставлять ребенка сидеть смирно во время чтения. Пусть он жестикулирует, вскакивает с места, пусть даже представляет в лицах прочитанное. Главное — хотя бы на короткое время, удержать его внимание.

 

Станьте для ребенка примером.

Прививая ребенку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него — вы сами.

Учителя считают, что современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение.

1.Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу   и   читайте   ее   понемногу   каждый   вечер.   Маленькому   ребенку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (для этих целей подходят пьесы Шварца) или по очереди (например, ребенок читает по абзацу, а вы — по странице). Таким образом, можно читать не только детские книги, но и классическую литературу.

Книги в веках

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития.

На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, еще сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая II. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги — родители читали библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали легкий романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечен разглядыванием книги о паровозах.

В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью.

Как зародить традицию в вашей семье?

Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Начните с малого — чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве — это настоящий «золотой» подарок.

Воспитание чтением

«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». К.Д. Ушинский

Чтение лежит в основе духовного воспитания личности, и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению.

В статье «Воспитание чтением: как это происходит?» Ирины Ивановны Тихомировой, кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств приведены выдержки из книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» ученого В.А. Левидова. Их можно использовать как руководство для родителей применительно к детскому чтению.

  • Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.
  • Если книга слишком сложна для понимания в определенном возрасте, юный читатель следит за развитием сюжета, выхватывает только то, что лежит на поверхности, упуская из виду сложную психологическую сторону описываемых событий и характеров. Он не может осознать прочитанного, в результате художественное произведение остается непонятым.
  • В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскройте воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумайте, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.

Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

  • Предложите ребенку изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни. С помощью вопросов побудите его высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на судьбах других людей.

Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.

  • Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, с тем, чтобы ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Начинать такого рода работу можно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.
  • Обратите внимание на то, что и как читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника не превратилась во врага. Сформировать у ребенка иммунитет к низкопробным книгам, авторы которых ставят под сомнение ценность традиционных святынь – труда, семьи, любви к Родине – задача не только учителей, но и родителей.

 

Читаем с удовольствием

Летние каникулы – заслуженный отдых для ребенка после года старательной учебы в школе. Но за лето у детей очень сильно ослабевают навыки чтения. Исследования показывают, что многие первоклассники за летние месяцы утрачивают их, тогда как дети, которым удалось привить интерес к чтению расширяют словарный запас. Читая для удовольствия, ребенок развивает скорочтение.

Пытаясь переключить внимание ребенка на книги, помните, что ему необходимо свободное время, чтобы отдохнуть от учебы. Лето – замечательное время для того, чтобы расслабиться и насладиться радостями детства. Вот несколько советов, как сделать чтение одним из любимых занятий для ребенка.

Читайте вслух каждый день.

Когда идете с ребенком на прогулку в парк или едете отдохнуть на природу, возьмите интересную книжку и читайте ребенку вслух. Дайте ребенку почитать для вас некоторые абзацы, не очень много, чтобы не добиться обратного эффекта, пытаясь развить в нем интерес к книгам. Для ребенка, который только учится читать, подойдет чтение по слогам.

Подавайте хороший пример

Держите дома побольше интересных книг и научно-познавательных журналов. Не проводите все время перед телевизором, больше читайте, и тогда ребенок, возможно, захочет последовать вашему примеру.

Предоставьте свободу выбора

Не навязывайте ребенку книги, которые выбрали для него сами. Приведите его в книжный магазин, и пусть он выберет книжки, которые показались ему интересными. Родители тоже могут прочитать детскую книжку и обсудить её с ребенком.

Слушайте аудиокниги.

Для маленьких непосед, которые никак не хотят сидеть дома за чтением, купите аудиокниги. Слушайте их в машине или перед сном.

Не тратим время зря

В течение дня, когда родители заняты повседневными делами, а дети крутятся рядом, можно поиграть в словесные игры (например, названия городов и стран). Это расширит словарный запас ребенка, он узнает значение новых слов и предложений, в которых они используются.

Устройте экскурсию в библиотеку.

Родители, тем более, если они заканчивают аспирантуру или получают второе высшее образование, могут взять ребенка с собой в настоящую взрослую библиотеку. Его воображение поразят длинные ряды книг. Расскажите ему, что в них содержатся знания о природе, истории, астрономии. Может ребенок заинтересуется и попросит записать его в детскую библиотеку.

Выписывайте журналы

Выписывайте для ребенка журналы с большим количеством красивых иллюстраций. Может, увидев в National Geographic, фотографию с экзотическим пейзажем, животным, птицей, он захочет прочитать статью.

Пишите письма

Если на лето вы уезжаете отдыхать вместе с ребенком, предложите ему на отдыхе написать письмо кому-нибудь из родственников, пусть он вложит в конверт, выбранную им самим открытку или рисунок. Если есть доступ в интернет, напишите вместе с ребенком e-mail. А если вы путешествуете на машине, у вас есть замечательная возможность научить ребенка пользоваться картой. Пусть он покажет вам дорогу!

Книга — Культура Семьи

Книга — источник знаний, надежный друг и великий доктор детских душ. Семейный проект «Крепкая Семья» представляет несколько советов о том, как приобщить Ваших детей к домашнему чтению.

Посещение библиотек

Библиотеки являются центром нашего общества и играют важную роль в жизни семьи. Ежемесячная поездка в библиотеку вместе с ребенком может стать интересным и значимым семейным ритуалом.

Бабушки и дедушки

Бабушки и дедушки могут играть важную роль в привитии детям любовь к книге. Во время встречи с внуками введите в традицию посещение книжного магазина или библиотеки.

10 причин читать

Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

Детские книги сегодня, так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию. Дети будут благодарны Вам за это в течении всей жизни.

Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

Чтение в слух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

Вы создаете удивительные воспоминания, о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Выбираем детскую книгу

Чтение книг ребенку вслух очень важный элемент воспитания. Если вы хотите полноценного развития ребенка, традиции семейного чтения необходимо прививать с самых ранних лет и поддерживать на протяжении все жизни. Проект «Крепкая Семья» расскажет о том, как правильно подобрать книгу для вашего ребенка:

Помните!

Наиболее важная причина читать вашему ребенку заключается в том, чтобы провести время вместе. Счастливой семейной жизни.

 

Что мешает семейному чтению?      (Брайони Трейн)  ИФЛА

  • Недостаток раннего языкового и речевого развития и опыта чтения: там, где детей не побуждают к беседам и участию в разговорах на разные темы с теми взрослыми, с которыми они проводят большую часть времени,  происходит  замедление развития устной и письменной речи.
  • Препятствия развитию интеграционного чтения:  родители, которые не любят читать и не читают сами,  не осознают важность чтения. Чтение воспринимается как неприятная повинность.
  • Плохие основополагающие навыки: если навыки чтения родителей недостаточно развиты, они менее уверенны в себе и не в состоянии помочь своим детям учиться читать.
  • Экономические и финансовые барьеры: бедность, плохие жилищные условия, проблемы со здоровьем  – все эти факторы содействуют тому, что чтение начинает восприниматься как излишняя роскошь, а не как насущная потребность.
  • Культурные барьеры: по языковым причинам, различиям в культурных традициях и экономическом положении, некоторые семьи не воспринимают привычку читать, как часть их культуры.

 

Предлагаемая модель эффективного проекта семейного чтения

Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:

  • Родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми
  • Значение чтения ради удовольствия должно признаваться школой и семьей как важная часть процесса обучения чтению
  • Дети и подростки должны не стесняться показывать, что им нравиться читать
  • Чтение дома должно поддерживаться и поощряться школой, библиотекой и местным сообществом.

 

Успешная модель это когда:

Все семьи считают чтение  важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за ту  радость, которую оно способно доставить. Они расценивают чтение как важнейший источник информации и удовольствия…